Как правило, граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о проведении проверок и принятии различных мер. Прокуратура нередко пользуется этим обстоятельством, не возбуждая уголовное дело, а проводя прокурорскую проверку в рамках надзора за соблюдением законности или в рамках проверки заявлений о преступлении.

Однако это разные виды проверок, и в последнем случае на проверку распространяются порядок и сроки, указанные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Что касается мероприятий по надзору, то у них уголовный аспект деяний и вовсе может поначалу не рассматриваться, но все это затягивает сроки ведения дела, а в уголовном праве сроки наступления ответственности четко определены.

По указанным причинам необходимо подавать заявление о преступлении и требовать возбуждения уголовного дела.

Согласно ст. 140 и 141 УПК РФ, для возбуждения уголовного дела, если имеются соответствующие основания на взгляд заявителя, подается заявление.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

В заявлении необходимо по возможности указать не только на то, что произошло, но также на наличие доказательств, виновных лиц, привести доводы и, если это возможно, приложить документы.

Согласно ст. 151 УПК РФ предусмотрена следующая подследственность дел при производстве предварительного следствия:

• следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации производится по уголовным делам:

• о преступлениях, предусмотренных ст. (извлечение) 109, 128, 140, 205, 237, 238, 285–293, 303 УК РФ;

• следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам:

• о преступлениях, предусмотренных ст. 124, 235, 236, 290–293 УК РФ.

Следует отметить, что, например, по ст. 118 УК РФ предусмотрено проведение дознания и предварительного расследования (п.1 ч.1 ст. 150 УПК РФ) и не предусмотрено предварительное следствие.

Таким образом, заявление следует подавать по месту совершения преступления с учетом подследственности.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

• о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

• об отказе в возбуждении уголовного дела;

• о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Согласно ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Смотрите также

Административные правонарушения в области налогового права. Виды налоговых правонарушений и их причины.
Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умы ...

Административные санкции за налоговые правонарушения.
Исследуя в совокупности все установленные данные, должностное лицо налогового органа, принимая решение по административному делу, решает вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение, на ...

ЗАЯВЛЕНИЕ АВТОРА
Для понимания первых четырех книг этого труда следует заметить, что 1) под словом республиканская добродетель  я разумею любовь к отечеству, т. е. любовь к равенству. Это не христианская или н ...