Дополнительные основания прекращения трудового договора с руководителем организации и членами коллегиального исполнительного органа организации (например, с членами правления ОАО) должны быть прямо установлены трудовым договором.

Законодатель не определяет ни перечень, ни характер дополнительных оснований прекращения отношений, которые могли бы быть предусмотрены в трудовом договоре с указанными работниками. В связи с этим в каждом конкретном случае такие основания прекращения трудового договора с руководителем организации или с членами коллегиального исполнительного органа организации устанавливаются по соглашению сторон.

Помимо перечисленных, расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно и в других случаях, если это прямо предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом.

Вместе с тем следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего КЗоТ (п.5 ст.33) Трудовой кодекс не предусматривает увольнение работника при длительном — более четырех месяцев подряд — непосещении работы вследствие временной утраты трудоспособности. Исключение из перечня оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя такого основания в полной мере согласуется с требованием международно-правовых норм, запрещающих прекращать трудовые правоотношения с работниками в период временной нетрудоспособности независимо от ее продолжительности.

Увольнение по любому из оснований, перечисленных в ст.81 ТК РФ, кроме увольнения в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности филиала представительства) либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, не допускается в период временной нетрудоспособности работника или в период нахождения его в отпуске. При этом не имеет значения, как долго продолжается временная нетрудоспособность работника, а также вид отпуска, предоставленного работнику. Работник не может быть уволен в период нахождения в ежегодном основном отпуске, в дополнительном отпуске (в том числе учебном), в отпуске без сохранения заработной платы и т.д.

Другой гарантией служит обязательное участие выборного профсоюзного органа при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям.

В соответствии со ст.82 ТК РФ при решении вопроса об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, вследствие недостаточной квалификации работника или в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей работодатель обязан запросить по этому поводу мнение первичного профсоюзного органа. Порядок учета этого мнения при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регламентируется ст.373 ТК РФ.

Мнение органа первичной профсоюзной организации должно быть выражено в письменной форме и представлено работодателю в течение семидневного срока со дня получения запроса.

Это мнение не требуется при увольнении по инициативе работодателя работников, не являющих членами профсоюза.

Если основание для увольнения работника — его недостаточная квалификация, то это обстоятельство должно быть подтверждено результатами аттестации. В состав аттестационной комиссии в этом случае обязательно должен быть включен в качестве члена комиссии представитель от соответствующего органа первичной профсоюзной организации. Нарушение данного требования будет служить основанием для признания результатов аттестации недействительными.

Часть 4 ст.82 ТК РФ предоставляет организации право в коллективном договоре установить иной по сравнению с предусмотренным в ней порядок обязательного участия органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (например, предусмотреть, что увольнение по тем или иным основаниям производится с согласия соответствующего органа первичной профсоюзной организации и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Роль римского права
Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой сис ...

Нарушение налогового законодательства как один из видов административных правонарушений.
Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные нормативными правовыми актами совокупности описаний признаков правонарушений, наличие которых влечет административную ответс ...

Порядок рассмотрения дел об налоговых правонарушениях.
Доказательствами по делу об административном налоговом правонарушении в соответствии со ст. 231 КоАП РСФСР являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке налого ...