Созданная в России система обязательного медицинского страхования выглядит искусственной и надуманной, по крайней мере, в части терминов, а также в части существования страховых медицинских организаций.

Пытаясь в начале 90-х годов уйти от давления бюджетных тисков (четыре статьи расходов на все хозяйство ЛПУ, притом что любая растрата вне сметы трактуется как уголовное преступление) в сфере услуг (что нарушает все рыночные принципы), законодатель создал конгломерат из обязательного сбора налогов (сборов, взносов), разрешив их тратить чуть-чуть свободнее, чем бюджетные средства.

Видимо, для решения этой же проблемы были созданы посредники с частной формой собственности (между государством и государственными учреждениями здравоохранения) – страховые медицинские организации. Существование СМО и выглядит надуманным со всех точек зрения.

Российские СМО можно назвать бухгалтерией здравоохранения, посредниками, трансляторами, одним из карманов здравоохранения, его казначейством и т. п., но они не имеют никакого отношения к понятию страхования, т. е. они сами не несут функцию страховщика, поскольку эту функцию в полном объеме выполняет государство, а самое правильное определение для СМО – организация, управляющая финансами здравоохранения. Действительно, СМО профессионально управляют средствами ОМС (которые больше выглядят или должны выглядеть как средства государственного заказа, а не как страхование). Может быть, персонал СМО должен работать в ТФОМС?

Как известно, объектом медицинского страхования является страховой случай, которым следует считать незапланированное обращение застрахованного лица (пациента) за медицинской помощью (то есть событие должно иметь характер случайности, и в этом состоит страховой риск). Единственной задачей страховщика (СМО) является обязанность заплатить за пациента деньги в любой точке мира организации, которая оказывает этому пациенту медицинскую помощь по предъявленным счетам, с правом проверить реальность и адекватность объемов медицинской помощи.

Однако при действующей модели ОМС в России СМО не может заплатить за пациента даже в соседнем ЛПУ, если она не имеет с ним договора. С этим и связаны жалобы пациентов на невозможность получить медицинскую помощь в одном регионе, притом что сам пациент постоянно проживает в другом и имеет полис оттуда. Федеральный фонд ОМС вынужден был создавать надстройку, которая формируется уже многие годы и призвана решать проблему взаиморасчетов между субъектами страхования, но это не решит сути проблемы.

Дело в том, что ст. 15 ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» требует от страховщиков обязательного заключения договора с ЛПУ. Этот договор и привязал СМО к ЛПУ, превратив их из страховщиков в посредников, поскольку договор содержит массу ограничений, за которые СМО выйти не может. Страховые организации борются не за пациента, а за договор с ЛПУ. Чем с большим числом ЛПУ имеет СМО договор, тем больше у нее будет застрахованных, потому что последние приходят в СМО именно через ЛПУ и узнают о существовании СМО только в ЛПУ. Тут и возникает интересный вопрос: а зачем вообще российскому пациенту страховщик? Он совершенно не нужен и не решает никаких актуальных для пациента задач.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Оформление интерьера
Восприятие цвета и само понятие цвета представляют собой чрезвычайно сложное явление. Закономерности цветового восприятия основаны на природных ассоциациях. Природа всегда была источником цветовых ...

Анализ себестоимости
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труд ...

О происхождении и изменениях гражданских законов у французов
Петь захотела душа, как тела изменяются в виды Новые ………………………… Овидий,  Метаморфозы ...