Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.[1]

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Введенный в действие с 01.01.85 этот кодекс редактировался затем 57 раз: 20 раз – указами Президиума Верховного Совета РСФСР, 5 раз – законами РСФСР, 7 раз – законами РФ и 25 раз – Федеральными законами РФ; последняя редакция – Федеральным законом РФ от 19.07.97 № 108-ФЗ.

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Отдельные положения КоАП РСФСР к настоящему времени утратили свою юридическую силу, а некоторые устарели редакционно, поскольку не соответствуют современному государственному устройству, результатам изменений последних лет в экономической системе страны. Однако формально они до сих пор не отменены и не отредактированы. Кроме того, на территории страны действуют непосредственно и другие, довольно многочисленные положения об административной ответственности, включенные в федеральные законы, но не включенные в КоАП РСФСР. Эти, а также другие факторы, привели к тому, что в настоящее время практика применения мер административной ответственности страдает определенной противоречивостью, а ее законность не всегда поддается однозначной правовой оценке.

К настоящему времени опубликовано немало работ, толкующих как различные положения, так и КоАП РСФСР в целом. Лучшей из них и самой полной является монография "Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях" под редакцией И.И.Веремеенко, Н.Г.Салищевой, М.С.Студеникиной (М.: 000 "Издательство ПРОСПЕКТ", 1997. - 832 с.), представляющая собой систематическое доктринальное толкование КоАП РСФСР и подготовленная авторским коллективом из научных сотрудников Института государства и права Российской Академии Наук, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России, ВНИИ МВД России, профессоров Академии МВД России, научно-практических работников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, Правового управления Главного штаба МВД России и Министерства юстиции России.

Нормы КоАП РСФСР об административной ответственности за административные правонарушения распространяются только на физических лиц.

Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц и круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся не в КоАП РСФСР, а в ряде других законов РФ и законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества этих актов.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Трудовые споры
Главным критерием отнесения тех или иных конфликтов к категории индивидуальных трудовых споров является возможность регулирования спорных ситуаций по вопросам применения законов и иных нормативных ...

Анализ себестоимости
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труд ...

Административные правонарушения в области налогового права. Виды налоговых правонарушений и их причины.
Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умы ...