Правовые отношения в мире
1. Особенности применения законодательства о защите прав потребителей
Гражданин, выступающий в гражданско-правовых отношениях в качестве потребителя, всегда является более слабой и менее защищенной стороной по сравнению с организацией (индивидуальным предпринимателем), реализующим ему свои товары, работы (услуги). Он обладает значительно меньшими сведениями о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и другой информацией о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах (услугах). Как правило, гражданин располагает и меньшими возможностями получить юридическую поддержку, позволяющую уменьшить степень гражданско-правового риска, а в случае спора — обеспечить защиту своих прав. Убытки, вызванные ненадлежащим качеством товара, являющиеся с учетом объема товарооборота организации для нее незначительными, могут обернуться для гражданина тяжелым бременем, повлечь для него крайне неблагоприятные последствия, в том числе связанные с нравственными страданиями. Все это предопределяет необходимость повышенной государственной защиты прав потребителей, в первую очередь посредством принятия специального законодательства и создания специальных государственных органов и общественных организаций, контролирующих его соблюдение всеми продавцами (исполнителями), действующими в этой сфере гражданско-правовых отношений.
Законодательство о защите прав потребителей учитывает специфику отношений потребителя с экономически более сильными контрагентами, обеспечивает принципы равенства сторон и справедливости, устанавливает гарантии соблюдения прав гражданина — потребителя на товарном рынке и рынке услуг.
Суды, призванные в силу ст.18 Конституции РФ обеспечивать права и свободы человека и гражданина, должны при применении норм, направленных на защиту прав потребителей, правильно с учетом указанных обстоятельств понимать смысл этих норм, не только имеющих целью восстановление в полном объеме прав потребителя, но и действующих в качестве превентивной меры, заставляющей организацию (индивидуального предпринимателя) исключить нарушение прав потребителей, а если оно допущено — восстановить права в добровольном порядке.
Специальное законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, в Российской Федерации появилось сравнительно недавно. Закон РФ от 7 февраля 1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон о защите прав потребителей) был введен в действие с 7 апреля 1992г. В настоящее время он действует в редакции Федеральных законов: от 9 января 1996г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999г. N 212-ФЗ, от 30 декабря 2001г. N 196-ФЗ, от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ, от 2 ноября 2004г. N 127-ФЗ и от 21 декабря 2004г. N 171-ФЗ.
В названном Законе закреплены и конкретизированы основные права потребителя, признаваемые международным сообществом. Это права: на охрану жизни и здоровья; на безопасность товаров и услуг; на выбор; на защиту экономических интересов; на возмещение причиненного ущерба; на информацию и просвещение; на судебную защиту.
Закрепленные в этом Законе основополагающие положения и принципы защиты прав граждан-потребителей должны применяться ко всем правоотношениям с участием потребителей, независимо от их особенностей.
Однако законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается только одним названным Законом. Правоотношения в данной области регулируются также ГК РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности постановлениями Правительства РФ, регламентирующими отдельные вопросы в этой сфере.
Закон РСФСР от 22 марта 1991г. N 948-1 (в ред. от 9 октября 2002 г.) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" , Федеральные законы от 18 июля 1995г. N 108-ФЗ "О рекламе" и от 17 августа 1995г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями) и другие законы также содержат нормы, непосредственно относящиеся к правам потребителей.
При применении в судебной практике законодательства о защите прав потребителей важно правильно определить характер возникших между сторонами отношений, законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению по делу, соотношение между собой различных законов, регулирующих права потребителей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями) даны разъяснения по многим вопросам, возникающим при рассмотрении этой категории дел: разъяснено, какие отношения регулирует законодательство о защите прав потребителей, дан примерный перечень договоров, из которых возникают эти отношения, как соотносятся между собой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей и специальное законодательство, регулирующее отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, и другие вопросы, возникающие при разрешении этой категории дел.
Смотрите также
Аграрное право
...
Административная ответственность за налоговые правонарушения
В обществе сейчас бытует мнение, что
налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов
налогоплательщиками. Это не так, хотя неуплата налогов и является в данно ...
Авторское право
Издавна люди стремились
защитить и сохранить то,что они считали необычным и исключителным.С временем
цивилизация развивалась и росла - появилось исскуство,развилась техника,люди
научились к ...