Правовые отношения в мире
Согласно ст.261 ГК РФ территориальная граница земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику соответствующими органами. В свою очередь, какими именно документами должны быть удостоверены права на участок, ЗК ответа не дает, отсылая к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст.26 ЗК), ст.17 которого к их числу относит: акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты и т.д.
Из этого перечня особого внимания заслуживают документы, связанные с административно-правовым способом возникновения прав граждан на земельные участки.
Именно в таком порядке ЗК РСФСР 1991г., указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ предусматривалась возможность: 1) предоставления бесплатно земельных участков в собственность или в пожизненное наследуемое владение гражданам ("новое предоставление"); 2) перерегистрации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование ("приватизация земельных участков").
Так, в период с 25 апреля 1991г. по 27 октября 1993г. акты о предоставлении земельных участков издавались местными Советами народных депутатов, а затем их полномочия стали осуществлять соответствующие местные администрации. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992г. предусматривалась выдача временных свидетельств о праве собственности на земельный участок. После 27 октября 1993г. в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993г. документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, подлежали регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Выданные ранее государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность были объявлены постоянными и имеющими равную законную силу со свидетельством, предусмотренным Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г.
Таким образом, при оформлении наследственных прав принадлежность земельного участка может быть подтверждена в указанных случаях:
1) постановлениями местных Советов народных депутатов в период с 25 апреля 1991г. по 27 октября 1993г. и выданными на основании их временными свидетельствами, регистрация которых не предусматривалась;
2) постановлениями глав местной администрации, начиная с 27 октября 1993г., зарегистрированными в земельном комитете либо в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав.
Несоблюдение требований о государственной регистрации в значительной степени осложняет оформление наследниками своих прав на земельный участок.
Как предусмотрено п.2 ст.8 ГК, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Ясно, что при таком подходе нотариус, руководствуясь ст.48 Основ законодательства о нотариате, не вправе включать в наследственную массу земельные участки, в отношении которых правоустанавливающие документы не были зарегистрированы в установленном порядке, т.е. в комитете по земельным ресурсам и землеустройству либо в органах юстиции, исключая период, когда такая регистрация вообще не проводилась (с 19 марта 1992г. по 27 октября 1993 г.).
Судебная практика, разделяя данную позицию, вместе с тем исходит из того, что права наследников в указанных случаях могут быть защищены в судебном порядке.
Если не имеется спора о праве, то нотариусу достаточно решения суда об установлении факта владения наследодателем земельным участком на праве собственности. При наличии спора о праве собственности на земельный участок он может быть положительно решен в исковом порядке с последующей государственной регистрацией на основании соответствующего решения суда.
Смотрите также
ЗАЯВЛЕНИЕ АВТОРА
Для понимания первых четырех книг этого труда следует заметить, что 1) под словом
республиканская добродетель я разумею любовь к отечеству, т. е. любовь
к равенству. Это не христианская или н ...
Должностные лица предприятий, организаций,
учреждений, ответственные за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 15 КоАП РСФСР должностные
лица подлежат административной ответственности за административные
правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны
порядка управ ...
Заключение.
Мы видим что правовая база
у нас есть.Законы выполняются и работают.Многое доработано,многое предстоит
доработать.Остается надеяться что в конце концов мы справимся с теми
трудностями которы ...