Данный вывод в полной мере согласуется со ст.8 ГК, содержащей перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и такое, как акт органов местного самоуправления.

Выдаваемые на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993г. свидетельства о праве собственности на земельные доли были призваны закрепить и удостоверить уже существующие права бывших работников реорганизуемых колхозов и совхозов, поэтому их можно рассматривать в качестве правозакрепляющих или правоудостоверяющих документов.

Порядок получения земельных участков в собственность в настоящее время определен Федеральным законом от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" , которым не предусмотрено бесплатной передачи в собственность земельных участков. В связи с принятием данного Закона, а также ряда других (от 8 декабря 1995г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" ) все указанные выше Постановления Правительства РФ по реорганизации совхозов и колхозов утратили силу и не могут применяться, даже если реорганизация в свое время не была проведена.

В Верховном Суде РФ гражданином К. была предпринята попытка оспорить правильность утраты Постановлений Правительства РФ, связанных с реорганизацией сельскохозяйственных предприятий. При этом К. в своем заявлении ссылался на то, что, являясь работником совхоза, фактически лишен права на имущество совхоза в виде имущественного и земельного пая, так как реорганизация хозяйства не проводилась. Рассмотрев дело по первой инстанции, Верховный Суд РФ своим решением от 13 марта 2003г. в удовлетворении заявления отказал. В числе других доводов, послуживших основанием для отказа К. в его просьбе, Верховный Суд указал, что К. как работник совхоза мог реализовать свое право на бесплатное предоставление земельного участка только при его реорганизации в соответствии с действовавшим на тот период законодательством .

В том случае, если совхоз не был реорганизован, то его имущество является государственной собственностью. А в соответствии со ст.217 ГК РФ и Федеральным законом от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" передача земельных участков в собственность граждан предусмотрена только за плату.

Аналогичным образом следует подходить и к разрешению споров по искам граждан к местной администрации о понуждении к принятию постановлений о реорганизации сельскохозяйственных предприятий и наделении земельными долями работников этих хозяйств. Для этого были определены временные рамки, за пределами которых независимо от причин такая реорганизация, с учетом нового законодательства, исключена.

В числе основных принципов земельного законодательства в подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ провозглашен такой принцип, как единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все подобные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В развитие этого принципа ст.35 ЗК РФ содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий и сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Одновременно в п.3 ст.3 ЗК подчеркнуто, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Все эти положения ЗК РФ не затрагивают общие правила наследования земельных участков, предусмотренные ГК РФ. С точки зрения гражданского права земельные участки и строения нельзя рассматривать как вещь и принадлежность, а также как сложную вещь в виде единого целого. Между ними, безусловно, имеется известная связь, которая в соответствии со ст.35 ЗК должна учитываться при отчуждении строений и земельных участков. Однако это самостоятельные объекты гражданского оборота (ст.130 ГК). Поэтому завещание остается действительным и в том случае, если завещатель сделал отдельные распоряжения по поводу строения и земельного участка по своему усмотрению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Трудовые споры
Главным критерием отнесения тех или иных конфликтов к категории индивидуальных трудовых споров является возможность регулирования спорных ситуаций по вопросам применения законов и иных нормативных ...

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от на ...

Принципы административной ответственности за налоговые правонарушения.
При применении административных методов воздействия к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций (руководителю и главному бухгалтеру) необходимо установление вины, поскольку в соответс ...