Законодательство о защите прав потребителей может полноценно применяться в медицине, причем для медицины это не очень хорошо.

Я уже говорил о конфликте ожиданий в здравоохранении: государство и пациенты считают, что платят за результат, а врачи считают, что получают деньги за процесс медицинской помощи.

Здесь законодательство о защите прав потребителей неумолимо к врачам.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» есть такое определение: «Недостаток

товара (работы, услуги

) – несоответствие

товара (работы, услуги

) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям

, для которых товар (работа, услуга

) такого рода обычно используется, или целям

, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию».

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», «исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с договором, либо оказать услугу, пригодную для целей

, для которых услуга такого рода обычно используется, либо оказать услугу, приобретаемую с целями

, пригодными для использования в соответствии с целями, о которых исполнитель был поставлен в известность при заключении договора».

Обнаружение недостатка услуги потребителем влечет за собой его право (ч.1 ст. 29 ФЗ РФ «О защите прав потребителей»): «безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».

Таким образом, можно говорить о том, что недостижение целей медицинского вмешательства влечет за собой гражданско-правовую ответственность

, включая возврат уплаченных денег, например, в том случае, если пациент не может воспользоваться результатом услуги.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности », т. е. действие этого закона распространяется только на физических лиц как на сторону сделки, получающую услугу.

Таким образом, пациент в данной ситуации является, по существу, потребителем медицинских услуг, что подтверждается приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 г. № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»: «Пациент (больной) – потребитель медицинской услуги…»

Кроме того, законодательство о защите прав потребителей позволяет перенести его положения и на так называемую бесплатную медицину.

Дело в том, что в качестве исполнителя Закон РФ «О защите прав потребителей» признает «организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору

Страницы: 1 2

Смотрите также

Понятие малозначительности в налоговом и административном праве.
Действующие налоговое законодательство и административное законодательство не содержат запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью (ст.22 КоАП РСФСР) совершенно ...

Аграрное право
...

ПРЕДИСЛОВИЕ
Если бы среди бесконечного разнообразия предметов, о которых говорится в этой книге, и оказалось что-нибудь такое, что против моего ожидания может кого-либо обидеть, то не найдется в ней по крайне ...