Особенности потребительских отношений в медицине
Права пациентов на бумаге и в жизни / Пациент-потребитель / Особенности потребительских отношений в медицине
Страница 2

».

При этом закон говорит, что потребитель не обязательно должен лично оплачивать услуги, их может оплачивать любое третье лицо – жена, ТФОМС, СМО, бюджет, предприятие и т. п., – важно лишь, что исполнитель осуществляет услуги возмездно,

то есть получает за это деньги.

Однако если сами потребители нередко озадачены выяснением отношений с медицинскими организациями, то плательщики, если это не родственники, почти никогда. Это позволяет медицинским организациям избегать имущественной ответственности за свои ошибки, потому что возврата уплаченных денег за некачественно оказанную услугу может требовать только плательщик (заказчик). Пациент в этой ситуации может требовать исполнения прочих прав: переделки работ (услуг), оплаты предстоящего лечения, компенсации вреда и т. п. Формально возврат денег возможен только тому, кто платил.

Применять такой формальный подход к отношениям в медицине не всегда корректно. Суть проблемы в том, что цель услуги в медицине не всегда может быть достигнута.

Например, оказание помощи больному с обширным инфарктом или тяжелой черепно-мозговой травмой далеко не всегда будет иметь положительный исход. Следует отметить и тот факт, что исходы

лечения в медицине в большинстве случаев имеют вероятностный характер

, что подтверждается статистикой. Связано это с тем, что каждый человек имеет свои особенности как по состоянию здоровья, так и по совокупности заболеваний, их длительности, тяжести и т. п.

Но тогда применять нормы о качестве услуги в упомянутой формулировке законодательства о защите прав потребителей ко всем отношениям в медицине невозможно.

Необходима кропотливая работа по разделению перечней услуг и ситуаций, в которых результат обычно достижим, от тех, что изначально имеют высокие риски. Тогда можно пробовать вводить новую систему стимулов, ставя доход врача в зависимость от результата и качества его работы.

На сегодня единственным критерием качества медицинских услуг достоверно можно считать следующее: «5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям»

(ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Здесь имеется совпадение нормы со ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны соответствовать требованиям закона и иных правовых актов. Но тогда медицинские организации должны нести ответственность в тех случаях, когда их действия не отвечают указанным требованиям. Одновременно можно говорить и о том, что в таких случаях оплата медицинской деятельности не зависит от ее результата и само наличие дефекта влечет за собой ответственность, если, конечно, имеются основания полагать, что неблагоприятные последствия связаны с нанесенным вредом.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Порядок рассмотрения дел об налоговых правонарушениях.
Доказательствами по делу об административном налоговом правонарушении в соответствии со ст. 231 КоАП РСФСР являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке налого ...

Заключение.
В заключении всего сказанного можно сделать вывод: Соблюдение налогового законодательства является обязанностью налогоплательщика. Выполнение обязанностей хозяйствующими субъектами, вытекающих и ...

ЗАЯВЛЕНИЕ АВТОРА
Для понимания первых четырех книг этого труда следует заметить, что 1) под словом республиканская добродетель  я разумею любовь к отечеству, т. е. любовь к равенству. Это не христианская или н ...

Разделы

Правовые отношения в мире © 2013 - 2024 : www.pravosweb.ru